Работа не будет прежней: как удалёнка и «гибрид» изменили компании и людей
⏱ 13 минут полезного чтения
Про профессии и отрасли
Быстрее всех к особенностям удалённого формата работы адаптировались ИТ-компании и банки. Пока представители других отраслей хватались за голову и думали, как же выстроить процессы таким образом, чтобы сохранить и эффективность, и людей, работодатели из цифровых сфер буквально за несколько дней смогли наладить коммуникацию между командами и работу. Дело в том, что компании из этих сегментов рынка и так практиковали удалёнку, хоть и не в столь больших масштабах. Что касается остальных, нельзя сказать, что работодатели не делали «подходов к снаряду», но большинство смущало всегда одно и то же — как не потерять сотрудников в прямом смысле, ставить и экологично отслеживать выполнение задач, обеспечивать надёжную защиту информации. Всё это — сдерживающие факторы, которые существовали ровно до того момента, пока почти весь мир для человека не уместился в четырёх стенах собственной квартиры.
В начале пандемии много рассуждали о том, для кого подходит дистанционная работа. Упоминали ИТ-специалистов, маркетологов, операторов служб поддержки. В то же время сложностей при переходе ожидали от менеджеров по продажам или представителей креативной индустрии — словом, тех профессий, где, на первый взгляд, важны работа плечом к плечу и тесное взаимодействие с клиентами.
Очевидно, что позиция руководства относительно формата и режима работы играет если не ключевую, то одну из ведущих ролей, и от этого во многом зависит, будут ли сотрудники работать из дома, офиса или совмещать. Кому-то сложно морально отпустить людей, предоставив им полную свободу, для кого-то становится настоящей проблемой ставить задачи и отслеживать их выполнение, несмотря на обилие информации по этой теме и всевозможных таск-трекеров, а кому-то просто важно ощущать корпоративную культуру, находясь в офисе.
Общение — тот самый камень преткновения или козырь в рукаве — зависит от ситуации, для руководителей. На нехватку неформальных бесед у кулера, а следовательно дружеской коммуникации, в командах жалуются многие. Оказалось что «рабочие чатики» в мессенджерах не только не сплачивают, а даже кого-то и раздражают, а видеоконференции не полноценная альтернатива совещаниям в офисе.
Коммуникация на удалёнке
С оторванностью и корпоративным дистанцированием разные компании и отдельные команды боролись по-разному. И, надо сказать, с переменным успехом. Кто-то заставлял всех сотрудников поголовно включать камеры на онлайн-совещаниях и даже вводил систему штрафов за отсутствие фото на аватарке. Кто-то составлял и внедрял правила цифрового этикета в компании, которые предписывали, в каких каналах коммуникации должны общаться сотрудники, в какие сроки допустимо отвечать и в какой форме, как уводить конфликты в диджитал-пространстве в конструктивное русло и многое другое. Ряд компаний усилили направление корпоративных коммуникаций, чтобы сотрудники больше узнавали о жизни, новостях компании, сидя на удалёнке.
Перейдя на удалённый формат работы, важно помнить о разности людей. Точно так же, как одни предлагают блестящие идеи на совместных мозговых штурмах, другие более эффективны в «одиночном забеге», а потом с радостью презентуют результаты коллегам. В идеальной вселенной рекрутеры должны подбирать команду из людей с похожими «мягкими навыками», чтобы выстраивать процессы общения и работы наиболее гармоничным образом. А пока эффективнее всего определиться с форматами, каналами и периодичностью коммуникации в компании — компромиссное решение для всех.
Если команда находится в одном городе — проблем нет, всегда можно отправиться вместе на пятничную пиццу или субботний боулинг. Другое дело, если речь идёт о людях, находящихся в разных уголках земного шара. Но и здесь есть свои лайфхаки, как наладить неформальное общение. Например, полезно делиться опытом между распределёнными командами и рассказывать друг другу, что успешно работает, а что не очень.
Ещё одна больная мозоль, на которую часто наступают работодателям, не желающим отпускать сотрудников на удалёнку, — это возможное снижение эффективности. Хотя по результатам опроса hh.ru, каждый второй, работая дистанционно, не отметил никаких существенных изменений в собственной продуктивности, а 17% сотрудников стали трудиться ещё лучше. Правда, у этой истории есть продолжение. Работая из дома, ты иногда теряешься во времени, и если в офисе спешащие домой коллеги так или иначе стимулировали покинуть рабочее место, то в домашней обстановке грань между рабочим и личным пространством постепенно стирается.
Правда и мифы о продуктивности
То, с чем столкнулись «удалённые» сотрудники и к чему они не были готовы, — это трудности, связанные с организационными моментами. Возможность устроить себе рабочий кабинет с комфортным обустроенным местом была далеко не у каждого. Люди осваивали в качестве рабочего пространства кухню, то и дело наведываясь к холодильнику, работали в кресле, а потом жаловались на боли в спине. Отдельная категория дистанционных работников — это мамы и папы с маленькими детьми, которым довольно сложно объяснить, что у родителей KPI и им не до игр.
Для кого-то сложным было выстроить рабочий график и не отвлекаться на разные факторы, будь то домашние животные, уборка или ремонт у соседей. Причём касалась эта проблема не только обычных сотрудников, но и топ-менеджеров. При этом на управленцах лежала ещё большая ответственность — как сделать так, чтобы не потерять авторитет в глазах команды и каждый участник занимался своим делом, а не смотрел сериалы в рабочее время? Почему-то многих это заботило и пугало.
К середине 2020 года многие успели адаптироваться к бытовым условиям, связанным с удалённым форматом работы, однако на первый план стали выходить проблемы, связанные с усталостью и выгоранием. Как оказалось, выстроить и отстоять личные границы, сформировать чёткий и понятный график работы и придерживаться его оказалось не так-то просто, как казалось на первый взгляд. И если раньше обсудить что-то можно было с коллегами на кухне, то теперь человек оставался один на один со своей бедой и проблемами. Кому-то было неловко признаться в демотивации, и вместо желанной поддержки он получал новую порцию задач.
Выходом из сложившейся ситуации для ряда компаний стал гибридный формат работы, который позволяет гибко подходить к выбору места работы. Для кого-то сегодня это идеальный вариант, поскольку всегда есть возможность отправиться в офис и встретиться с коллегами или остаться дома и в тишине решить все важные задачи.
«Гибрид» или удалёнка — вот в чём вопрос
Гибридный формат работы требует прежде всего от компании новой организации рабочих мест. Одна часть сотрудников находится в офисе, другая — работает удалённо, а значит, проводить всевозможные совещания становится сложнее. Опенспейсы не предусматривают того, чтобы коллеги целый час слушали о новой стратегии компании или стали невольными свидетелями разбора полётов, а переговорок в обычных офисах, как правило, недостаточно, чтобы вместить в себя всех желающих.
Технологичные компании сегодня трансформируют офисные пространства, чтобы они стали площадкой для взаимодействия команд, творчества и создания инноваций. И это уже не просто работа, куда ты приходишь к 9:00 и с трудом дожидаешься 18:00, а среда для общения, решения задач и развития.
Сегодня почти половина команды VK предпочитает работать в комбинированном режиме, совмещая офис и удалёнку, каждый третий выбрал для себя работу из дома, а каждый пятый по-прежнему ходит в офис.
Ответ на вопрос — почему всё-таки большая часть людей сегодня отдаёт предпочтение «гибриду» — будет у каждого свой. Несмотря на привычность формата, те, кто вышел на удалёнку два года назад, зачастую жалуются на социальное дистанцирование: чем больше времени проводишь, работая в одиночестве, тем сложнее вернуться к коллегам, хотя такая потребность есть. «Гибрид» вкупе с гибким режимом работы, когда можно начинать день не с 9:00, а с 11:00, и проводить полдня в офисе, а потом работать из дома или из коворкинга, — для многих становится не просто нормой жизни, а потребностью, от которой уже сложно отказаться.
Фокус на осознанность
Несмотря на всю кажущуюся лёгкость выбора между удалённым, гибридным и офисным форматами, немногие расставляют все точки над «i» в этом вопросе, хотя плюсы и минусы у всех будут разными. Не нужно решать: удалёнка — это хорошо или плохо. Фокус в том, что вы можете или не можете делать, работая дистанционно, и как с этим быть.
Будем честны — формат работы из дома подходит далеко не каждому, но тогда важно физически сменить место работы — попробовать поработать в коворкинге, любимом кафе, в парке или на даче. Если всё не то и вместо вдохновения вы испытываете фрустрацию — лучше честно поговорить с работодателем и вместе прийти к компромиссному решению. Открытая коммуникация, несмотря на всю болезненность предмета беседы, определённо лучше постоянного стресса.
Бывает и так, что привыкнуть к удалёнке помогают осознанность и полезные привычки. Это не про то, что нужно быть всегда «в моменте, в потоке и в ресурсе», а про возможность убрать из своей жизни демотивирующие факторы.
Этот формат работы (как и любой другой) — ещё один инструмент, который позволяет более пристально вглядеться в собственную жизнь и осознать, что нет ничего, высеченного в камне. Меняется мир, меняются компании, меняемся мы, а следовательно — и наше отношение к удалёнке, «гибриду» и другим вещам, которые казались невозможными и странными.
Это третий раз, когда я ухожу из офиса на удалёнку, но именно он переживается сложнее всего. В конце февраля случившееся очень быстро ударило по бизнесу, в нашей компании началась оптимизация процессов. Отдел коммуникаций полностью перешёл на удалённую работу и неполный рабочий день. Я вроде бы была морально готова к подобному, но на практике выяснилось, что этот переход обрушил множество моих внутренних опор, которые я строила год с терапевтом. Какое-то время мне казалось, что это полный регресс, что я потеряла всё, что наработала за год, что меня отбросило в начало моего пути, когда я переехала в Москву. Да и новый график лишил меня половины заработка.
В этом материале много личных историй, но именно из них и складывается мозаика тех самых смыслов, которые мы вкладываем в свою работу и жизнь. Мы сравниваем себя с другими, подмечая разность и общность. Большинство из тех респондентов, которые попробовали работать дистанционно, сталкивались с проблемами, чувствовали себя одиноко, но все они в итоге нашли решения. И это, наверное, самое важное, что каждый из нас может сделать сейчас, — увидеть не только сложности, но и вызовы, с которыми точно можно справиться.